Как вернуть лекарство в аптеку

 Возможность заменить или вернуть купленное лекарственное средство напрямую зависит от его качества, а также полноты представленной информации о товаре в момент покупки. Согласно Закону «О защите прав потребителей» (далее - ЗоЗПП) и ФЗ-61 «Об обращении лекарственных средств» не допускается обменивать и возвращать следующие изделия для профилактики и лечения в домашних условиях:
  • лекарственные препараты;
  • медприборы, инструменты и аппаратура;
  • предметы гигиены и санитарии из резины, металла, текстиля и других материалов;
  • линзы для очков;
  • предметы гигиены полости рта;
  • средства ухода за детьми.
 Продукция, реализуемая аптеками, в том числе лекарства, БАДы, медицинские и сопутствующие изделия, невозможно вернуть или обменять, если они надлежащего качества (ст.25 ЗоЗПП и п.1 Постановления Правительства № 55). Поэтому возврат товара в аптеку по причине того, что он не подошёл по габаритам, расцветке, фасону и т.д., невозможен.
Между тем, его можно заменить или вернуть некачественную продукцию (ст. 503 ГК РФ, п. 3 ст. 495 ГК РФ, ст. 18 ЗоЗПП).
Недостатки продукции выражаются в следующем:
  • истёк срок годности;
  • выявлен брак;
  • отсутствует инструкция;
  • есть дефекты маркировки;
  • препарат не соответствует описанию в инструкции.
 Наиболее серьёзными доводами потребителя являются его подозрение в несоответствии купленного лекарства действующим нормативам, подозрение в фальсификации. Тогда потребуется проведение экспертизы в специализированной аккредитованной организации. В случае подтверждения данного факта понесённые на проведение исследования затраты компенсируются продавцом.
 Наличие перечисленных недостатков следует проверять сразу же после покупки, так как доказать их наличие позже (за исключением срока годности) будет весьма проблематично.
Как только потребитель обнаружил какой-либо дефект, ему предоставляется на выбор 1 из 3-х вариантов действий (ст. 18 ЗоЗПП, ст. 503 ГК РФ):
  • заменить на лекарство той же марки;
  • заменить на препарат другой марки с соответствующим перерасчетом стоимости. При этом важно учитывать взаимозаменяемость, индивидуальную непереносимость и противопоказания;
  • потребовать возврата уплаченной суммы и вернуть товар с недостатками.

Когда лекарство - качественное 

 Вернуть лекарство в аптеку, если оно - надлежащего качества, тоже возможно. Это касается ситуаций:
  • несоответствия отпущенного препарата рецепту врача либо продажи рецептурного средства без рецепта (п. 76 Постановления Правительства № 55);
  • продавец не проинформировал о потребительских свойствах лекарства, в том числе отпущен безрецептурный препарат, однако фармацевт не предупредил покупателя о противопоказаниях, по которым приём конкретного лекарства запрещён конкретному потребителю (ст. 12 ЗоЗПП, п. 3 ст. 495 ГК РФ, п. 2.1. «Порядка отпуска лекарственных средств», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 14.12.2005г. № 785).

Как происходит обмен или возврат

 Изделие должно быть возвращено продавцу в разумный срок, об этом говорится в статье 12 ЗоЗПП. В целом, такой период может быть равен сроку годности либо в течение 2-х лет с момента приобретения, (например, если куплен товар с истёкшим сроком годности либо такой срок не установлен). Между тем для изделий, требующих незамедлительного применения, такой срок возврата/обмена не может быть долгим. Как правило, ограничивается он несколькими днями.

Когда незаконно отказали в возврате или обмене лекарственного средства

 Алгоритм действий для потребителя таков:
  1. Обратиться с претензией к продавцу. Документ нужно составить в 2-х экземплярах, один из которых нужно оставить продавцу, другой (с отметкой о получении) у себя. В документе нужно описать товар, причину неудовлетворения им и изложить суть требований. Лучше приложить чеки, подтверждающие факт покупки. Однако их отсутствие не может служить основанием для отказа в принятии претензии (п. 5 ст. 18 ЗоЗПП). Кроме того, если потребитель ссылается на то, что вместо назначенного врачом препарата по рецепту ему было продано другое лекарство, то пригодятся показания свидетелей.
  2. Дождаться срока рассмотрения претензии продавцом: 10 дней, если нужно вернуть деньги и 7 дней, если нужно заменить изделие. Срок продлевается до 20 дней при необходимости провести проверку товара и до 1 месяца, если подлежащий замене товар отсутствует (ст. 21, 22 ЗоЗПП).
  3. Обращение с жалобой в Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Общество по защите прав потребителей, если безосновательно отказали в возврате/обмене. Развёрнутые обращения направляются в надзорные инстанции с приложением копий подтверждающих документов (чеков, фотографий, инструкций лекарства, препарата, отказа заведующего аптеки в удовлетворении требований и др.). На рассмотрение жалобы уйдёт месяц, так как будет проведена внеплановая проверка.
  4. Обращение в суд, если предыдущие меры не дали результата. На этой стадии можно также требовать компенсации морального и иного вреда (ст. 15 ЗоЗПП).
 В отечественных аптеках редко соглашаются на возврат лекарств. Ведь такие товары находятся под особым контролем. Не исключено, что клиент под видом купленного лекарства предоставит подделку, тогда следующий покупатель приобретёт его, что нанесёт вред его здоровью. Поэтому нужно быть внимательным при покупке препаратов, дабы не создать проблем себе и работникам аптеки.

Медтехника, медизделия и БАДы

 Медизделие не удастся вернуть по причине неподходящего размера или ошибки покупателя. Между тем, если у продукции есть брак, представлена неполная/ложная/противоречивая информация и маркировка, истёк срок годности, то ее принять продавец обязан. Это же относится и к случаям, когда сам фармацевт совершил ошибку или нарушение (например, предоставил неполные или неверные сведения о правилах эксплуатации; перепутал марку, модель, наименование - п. 3 ст. 495 ГК РФ, ст. 12 ЗоЗПП ).
 
 Медтехника возвращается, если во время тестирования обнаружено, что она не работает или работает неправильно. Однако, как показывает практика, покупатели зачастую попросту не разбираются, как работает прибор. К примеру, нечаянно нажимают кнопку блокировки или забывают вставить батарейки. Тогда проблему фармацевт может решить на месте. Когда проблемы неисправности более серьёзные, то потребуется провести независимую экспертизу. По общему правилу, направить аппарат на исследование должен продавец. Бывает и так, что инициатива в свои руки берут покупатели. Если заключение подтвердит брак, то стоимость экспертизы должна возместить аптека. Это же правило распространяется и на протезно-ортопедические изделия: ходунки, костыли.
Надлежащего качества БАДы, как и продовольственные товары, возврату/обмену не подлежат.

Препараты по теме Посмотреть все препараты

Ничего не найдено.